Вострубим в златокованные трубы во все силы ума своего и заиграем в серебрянные органы гордости своею мудростью. Воcстань, слава моя, врстань в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.
Был язык мой как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние -- младенцев о камень.
Но боюсь, господине, осуждения твоего.
Ибо я как та смоковница проклятая: не имею плода покаяния; ибо имею как сердце без глаз; и ум мой на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона.
Всё это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры, госпожи своей.
Но видел, господине, твоё добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного; ибо писано: возложи на Бога печаль свою, и Тот пропитает тебя во веки.
Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не ограждён я страхом грозы твоей, как оплотом твёрдым.
Не смотри на меня, господине, как волк на ягнёнка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных -- не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию, так и мы, господине, ищем милости твоей.
Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нём живя, плач горький; кому Нов Город, а у меня в доме и углы завалились, так как не расцвело счастье моё.
Друзья мои и близкие мои отказались от меня, ибо не поставил пред ними трапезы с многоразличными явствами. Многие ведь дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают поставить мне подножку; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.
Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил: "Лучше мне смерть, нежели Курское княжение"; так и мужи говорят: "Лучше смерть, чем долгая жизнь а нищете". Как и Соломон говорил: "Ни богатства, ни бедности дай мне, Господи: если буду богат, -- гордостью вознесусь, если же буду беден, -- задумаю воровство или разбой", как женки распутство.
Вот почему вызываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.
Ибо, господине, богатый муж везде ведом -- и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит -- все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит -- все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима.
Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утёнка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.
Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда много бедствует. Ведь никто не может ни пригорошнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может рассудить. Злато плавится огнём, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб даёт, а человек в напасти обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль -- человека; печаль человеку кости сушит.
Если кто в печали человеку поможет, то как студёной водой напоит его в знойный день.
Птица радуется весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостью своею, сирот и вдовиц, вельможами обижаемых.
Княже мой, господине! Покажи мне лицо своё, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мёд источает уста твои, и дар твой как плод райский.
Когда услаждаешься многими явствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьёшь питьё сладкое, вспомни меня, тёплую воду пьющего в укрытом от ветра месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого.
Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чешею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, так и ты не удерживай злата и серебра, а раздавай его людям.
Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает; так и ты, княже, множеством своей челяди честен и славен во всех странах являешься. Некогда ведь похвалился царь Иезекииль перед послами царя вавилонского и показал им множество злата и серебра; они же сказали: "Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством войнов; ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть". Как сказал князь Святослав, сын Ольгин, когда шёл на Царь-град с небольшою дружиною: "Братья! нам ли от этого города погибнуть, или городу от нас быть пленёну?" Как Бог повелит, так и будет; погонит и сто, а от ста побегут тысячи. Тот, кто надеется на Господа, не дрогнет вовек, как гора Сион.
Славно за бугром коней пасти, так и в войске хорошего князя воевать. Часто из-за отсутсвия порядка полки погибают. Видел: огромный зщверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя.
Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами; дуб силён множеством корней, так и град наш -- твоим управлением.
Ибо щедрый князь -- отец многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят. Хорошему господину служа, дослужишься до свободы, а злому господину служа, дослужишься ещё большего рабства. Ибо щедрый князь -- как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой князь -- как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый -- как колодезь с пресной водой при дороге: прохожих поит; а боярин скупой как колодезь солёный.
Не имей себе двора близ царёва двора и не держи села близ княжьего села: ибо тиун его -- что искры. Если от огня и не устережёшься, то от искр не сможешь устеречься и одежду прожжёшь!
Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый -- что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый -- что шёлковая подушка, соломой небитая.
Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орёл в воздухе.
Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще мёду слова уст моих. Как Давид сказал: "Сладки слова твои, лучше мёда они по устам моим". Ибо Соломон сказал: "Слова доброго сладостью наполняют душу, покрывает же печаль сердце безумного".
Ибо мудрого мужа посылай -- и мало ему объясняй, а глупого посыдай -- сам вслед не ленись за ним пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого -- пир в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совет глупых. Наставь премудрого, и он ещё мудрее станет.
Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырямые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно ни золото, ни серебра, а глупому -- мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывёт камень по воде и коли начнёт свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.
Нежели скажешь мне: от глупости всё мне это наговорил? Не видел ты неба холстяного -- ни звёзд из лучинок, ни глупого, говорящего мудро. Неужели скажешь мне -- солгал как пёс? Но хорошего пса князья да бояре любят. нежели скажешь мне: солгал как вор? Если украсть бы умел то к тебе бы не жаловался. Девица ведь губит красоту свою прелюбодейством, а муж своё мужество -- вороством.
Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошиюку, но советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится.
Говорится ведь в мирских пословицах: ни скот в скотах коза, ни зверь в зверях ёж, ни рыбы в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в жёнах, если от мужа своего прелюбодействует, ни работа в работах -- для женок повоз возить.
Дивней дивного, кто в жёны возьмёт уродину прибытка ради. Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало, увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься".
Неужели скажешь мне: "Женись у богатого тестя, чести ради великой; у него пей и ешь"? Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, зла ведь не замышляет, а злая жена, когда бьёшь её, бесится, когда кроток с ней -- заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.
Что такое жена злая? Торговка плутовская, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха - заграда от спасения.
Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на её ласковы е и льстивые слова, а дел её не проверяет, то дай Бог ему лихорадкой болеть, да будет он проклят.
Вот распознайте, братия, злую жену. Говорит он мужу своему: "Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть не могу: когда говоришь со мной, я на тебя смотрб и обмираю, и слабеют все члены тела моего, и падаю на землю".
Послушайте жёны слова апостола Павла: крест -- глава церкви, а муж -- жене своей. Жёны стойте же в церкви и молитесь Богу и святой Богородице, а чему хотите учиться - учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в законе храните жён своих, ибо не легко найти хорошую жену.
Хорошая жена -- венец мужу своему и беспечалье, а злая жена -- горе лютое и раззорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом мужа своего истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, чем злой жене тайны поведать: дыпявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше мне камень бить нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь.
Ибо злая жена ни учения не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает.
Что злее льва среди четвероногих и лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего лютее женской злобы. Сперва из-за жены прадед наш Адам из рая был изгнан; из-за жены Иосиф прекрасный в темницу был заключён; из-за жены пророка Даниила в ров ввергли, где львы ему ноги лизали. О, злое, осторое ожие дьявола и стрела, летящая с ядом!
У некоторого человека умерла жена, он же по смерти её начал продавать детей. И люди сказали ему: "Зачем детей продаёшь?" Он же ответил: "Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут".
Но вернёмся к прежнему. Я, княже, ни за море не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела -- припадая к разным цветам и собирая мёд в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские.
Скажу немного ещё. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить, да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподобюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословитцах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.
Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида и умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и присно, и во веки.