Богъ же не шлать ли сотворити отмщете избранныхь Своихь, вопиющихь къ Нему день и ночь... глаголю вамь, яко сотворить отмщенiе ихь вскоре(Лк18,7-8).

Обидяй да обидитъ еще, и скверный да сквернится еще... И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по деломъ его (Откр 22,11-12).


 
 

Суббота 2/15 января

Этим субботним утром по уставу, принятому Русской Церковью, полагалось читать на литургии евангельскую притчу о судии и непрестанно вопиющей к нему вдовице, притчу, которой Господь побуждает нас молитися и не стужати си. Предчувствовал ли кто-нибудь из чад Русской Православной Церкви вь рассеянш сущихь, что с этого дня все мы, не только усердные, но и ленивые, начнем вопиять непрестанно, уповая на милость Божию, умоляя заступить и помиловать нас?

Около 10:00 утра вооруженные палестинские солдаты и офицеры службы безопасности внезапно ворвались на территорию нашего иерихонского подворья. Члены небольшой монашеской общины (в том числе о. Тихон, более десяти лет живущий здесь), занимавшиеся, помимо молитвы, основного монашеского делания, также садоводством и изготовлением ладана, были арестованы. Им было объявлено, что с 10 утра иерихонский участок с садом и всеми находящимися на нем постройками, передан МП. Местные жители, знающие наших монахов и дружески настроенные по отношению к ним, протестовали на улице.

Тем временем сестра Мария (Стефанопулос) из Гефсиманской обители, администратор Вифанской школы для палестинских девочек, вместе со своей сотрудницей, сестрой Марфой, направлялись в Тивериаду, чтобы забрать оттуда после каникул школьниц-пансионерок. Около 11 часов они находились недалеко от Иерихона. Начальник Духовной Миссии РПЦЗ, игумен Алексий, сообщил им по мобильному телефону о случившемся и велел немедленно ехать в Иерихон.
 
 

Генеральный консул США Д. Хербст разговаривает с с. Марией,которую только что выбросили за ворота “монахи” МП.
 
 

Подъехав к нашему монастырю, с. Мария увидела толпу перед воротами, а внутри, на нашем участке, не только палестинских солдат и офицеров госбезопасности, но и начальника Миссии МП архим. Феодосия с каким-то незнакомым ей монахом. Она сразу -же позвонила по мобильному телефону в американское консульство. [Здесь для недостаточно информированных российских читателей, которых сегодня пытаются убедить в том, что МП хочет защитить русские святыни от “американцев”, небесполезно будет небольшое разъяснение. Чада русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), потомки спасшихся от коммунистического террора русских людей, живут ныне и в Европе, и в Азии, и в Австралии, и в Америке и, естественно, имеют соответствующее гражданство. Наша Церковь Божиим благословением просвещает также жителей тех стран, где действуют наши приходы. Это люди, всем сердцем своим принимающие Православие, именно русское Православие - не только с его богослужебными традициями, но и со всей болью и горечью исторической судьбы Русской Церкви. Поэтому наши монастыри в Святой Земле населены людьми разных наций, имеющих самые разные паспорта. В прошлом году в “Вестнике” № 4 и 5 игумений Елеонского и Гефсиманского монастырей подробно рассказывали об этом читателям. Сестра Мария - американская гражданка, поэтому она, естественно, обратилась за помощью в американское консульство. Не в российском же консульстве было ей искать защиты от беззакония, российским же правительством затеянного!] Объясняя по телефону ситуацию американскому консульскому работнику, сестра Мария прошла в ворота, но почти сразу же была вытеснена с участка палестинскими военными. Архим. Феодосии молча наблюдал эту сцену.

Перед воротами дома, в котором жили изгнанные 15 января монахи. Первоначально это здание было странноприимницей для русских паломников (см. пояснения к чертежу).
 
 

Вскоре вернулись из полицейского участка наши монахи. Им было позволено войти и забрать личные вещи, которые были затем погружены в грузовик. С. Марии было предложено на этом же грузовике уехать вместе с монахами в Иерусалим. Она отказалась и распорядилась, чтобы с. Марфа села в машину и вернулась в Вифанию.

Отойти от ворот с. Мария также категорически отказалась. Она начала громко объяснять собравшимся возле ворот палестинцам, что наши монахи арестованы и изгнаны из своего дома. Вероятно, палестинские военные решили, что для них лучше впустить с. Марию внутрь, поскольку они опасались реакции местных жителей. Во всяком случае, они вежливо пригласили ее войти. Войдя внутрь, она сперва просто села возле ворот - не только от усталости, но в надежде, что скоро появится кто-нибудь из нашей Церкви или из американского консульства. Однако палестинские солдаты предложили ей пройти вглубь участка, к часовне - помолиться, несколько раз повторив ей, что она свободна здесь находиться. Перед часовней в кресле сидел архим. Феодосии. Когда с. Мария подошла к часовне, молодой, рыжебородый, небольшого роста, но крепко сложенный мужчина, одетый в черные штаны и рубаху, преградил ей путь. С. Мария сказала, что идет просто помолиться, и что палестинские военные позволили ей войти в часовню. Но тот встал перед входом, не давая ей войти. Появился другой, так же одетый
 
 

Ген. консул Д. Хербст ведет переговоры с начальником Миссии МП архимандритом Феодосием, который совсем недавно уверял, что в Хевроне никакого насилия не было... Эту ложь о якобы “мирной” передаче хевронского м-ря в 1997 г. МП охотно использует и в памфлетах, направленных против нашей епархии в Германии.

(были ли это монахи, с. Мария не уверена, но они, несомненно, принадлежали к одному и тому же контингенту), значительно крупнее первого. Оба эти “товарища” самым грубым и бесцеремонным образом скрутили изо всех сил сопротивлявшуюся инокиню, волоком протащили ее через весь участок и выбросили за ворота, по собственному выражению с. Марии, “как мешок с картошкой”. Ар-хим. Феодосии молча наблюдал. В это время у других ворот появился только что приехавший из Иерусалима генеральный консул США Джон Хербст. Обойдя участок снаружи вдоль забора, консул подошел к тем воротам, за которые выбросили сестру Марию, и спросил ее, как она себя чувствует. С. Мария, объяснила, что считает необходимым оставаться здесь до тех пор, пока ситуация не разрешится и наши монахи не вернутся благополучно в свой дом. Благодаря вмешательству консула, с. Марии было позволено палестинскими властями вернуться на территорию подворья - к большому огорчению представителей МП. Она вернулась к часовне и села недалеко от входа. Напротив нее, перед самым входом сидел московский монах. Через час появился ар-хим. Феодосии с каким-то иеромонахом, который сфотографировал рыжебородого “стража” перед входом в часовню. Затем “священнослужители” МП заперли часовню и удалились. Солнце село и стало холодно. Несколько палестинских солдат расположились во дворе у часовни. Примерно через час появился “большой” монах, сменивший маленького рыжебородого на его посту перед запертой дверью в часовню - вероятно, они по очереди уходили поесть и погреться. Ни о чем подобном для легко одетой инокини не могло быть и речи. Тем временем пришли рабочие и поменяли замок на дверях часовни, как, вероятно, и все другие замки на подворье. Наконец, монахам МП, видимо, надоело стеречь с. Марию, и они ушли, оставив ее одну перед запертой дверью в холоде и темноте. Около 9 часов вечера к ней присоединилась с. Ксения из Гефсиманской обители, также американская гражданка, допущенная палестинцами на участок по ходатайству ген. консула, опасавшегося оставить там сестру Марию безо всякой поддержки, наедине со столь агрессивными и немилосердными “братьями во Христе” из МП. Обе инокини провели ночь на холодном, вымощенном камнем дворе перед часовней под тонкими одеялами.
 
 
 
 

Воскресенье 3/16 января Неделя перед Просвещением.

С 8 ч. утра у иерихонского участка было установлено постоянное дежурство монашествующих из наших обителей. Около 10 ч. утра на участок прибыли официальные представители консульства Российской Федерации. Видимо, первая волна протестов против захвата нашего имущества побудила палестинские власти предложить, чтобы и монахини РПЦЗ, и представители российской стороны покинули участок. Это предложение было отвергнуто обеими сторонами, главным образом потому, что от него категорически отказались именно московские консульские работники.

Около 11ч. 30 мин. на участок вошел приехавший из Иерусалима представитель американского консульства. Когда инокини и американский дипломат на грубое требование сотрудников российского консульства немедленно покинуть участок ответили отказом, один из российских “дипломатов” даже пригрозил убить их.

Около 20 ч. вечера инокиням, опять таки благодаря вмешательству американского консула, позволили занять на ночь помещение недалеко от часовни - очень сырое, с цементным полом.

В понедельник, 4/17 января в Иерусалим прибыл Пре-освященнейший Марк, Архиепископ Берлинский и Германский, наблюдатель за делами Русской Духовной Миссии. По прибытии он был в продолжение часа задержан в аэропорту работниками израильского МВД. Начиная с понедельника он, вместе с начальником Духовной Миссии игуменом Алексием и приехавшим из Нью-Йорка иеромонахом Иоакимом (Парром), посещал представителей других христианских вероисповеданий в Иерусалиме, объясняя им ситуацию. Все они были сильно встревожены, сознавая, что подобное вмешательство государства может отразиться также и на их жизни.

-

Второй день оккупации.
 
 
 
 

Вторник 5/18 января. Навечерие Богоявления.

Сразу после литургии, т. е. около 8:30 утра. архиепископ Марк поехал в Иерихон. С этого дня и во все время своего пребывания на Святой Земле владыка ежедневно приезжал в Иерихон, утром после литургии, когда там сменяется наш “караул” у ворот, и почти ежедневно вечером около 19:00. Каждый раз он беседовал с инокинями, которые под охраной поодиночке подходили к воротам: подбадривал их, проверял, имеют ли они все не обходимое, и советовался с ними, следует ли продолжать это концлагерное пребывание.

К вечеру представительница американского консульства добилась, чтобы сестрам была предоставлена комната, после того, как предшествующую ночь они провели во дворе.

Сестра Мария в своей добровольно избранной тюрьме.
 
 
 
 

Во вторник через Интернет было обнародовано заявление сестры Марии.

Мое имя - сестра Мария (Анастасия Стефанопулос). Я член Русской Православной Церкви Заграницей - “белой” Русской Церкви. Наша Церковь была организована архиереями и верующими, которые вынуждены были отправиться в изгнание из своей любимой России во времена коммунистических преследований.

Наши “белые” русские архиереи придерживались той же веры, что и те русские архиереи, которые остались в Советском Союзе и были заключены в тюрьмы и, в конце концов, убиты.

Они были убиты потому, что отказались подчиниться диктату правительства.

Они отказались потому, что не уступили чистоту и внутреннюю свободу Русской Православной Церкви мирским властям.

В период преследований “белые” русские архиереи делали все возможное, даже и в их положении беженцев, чтобы мир узнал, каким преследованиям подвергается Русская Церковь.

Однако эта их деятельность осложнялась тем, что, к несчастью, внутри России нашлись некоторые архиереи, которые поступились свободой Церкви и допустили, чтобы церковные дела контролировались государством.

В 1925 Московский Патриарх Тихон был убит. С 1925 до 1941 года в Москве не было патриарха. Но был митрополит Сергий, который пошел на компромисс и подчинился диктату советского правительства. В 1941 году Иосиф Сталин вознаградил его за “хорошее” поведение и лояльность и позволил сформировать организацию, называемую Московской патриархией. Сергий стал московским патриархом. Его преемниками стали Алексей I, Пимен и, ныне, Алексей II.

Московский патриарх Алексей II говорит нам, что сегодня коммунизма нет больше, и московская патриархийная Церковь свободна.

Позвольте мне смиренно спросить, действительно ли свободна московская Церковь?

В пятницу 14 января 2000 года “белые” русские монахи жили в маленьком монастыре в Иерихоне, как жили там их предшественники, монахи нашей Церкви, еще с 1930 годов.

В субботу 15 января палестинские солдаты и офицеры службы безопасности ворвались и захватили этот скромный маленький монастырь по просьбе чиновников Московской патриархии. “Белые” русские монахи были арестованы и выселены, в то время как монахи Московской патриархии наблюдали это и затем последовали за солдатами на территорию монастыря.

Итак, у “белых” русских монахов и верующих нет больше в Иерихоне места, которое они могли бы назвать своим.

Но... не бойтесь дорогие мои монахи Московской патриархии, мои братья во Христе, которые так превосходно скрутили меня, проволочили через монастырский двор и выбросили за ворота, “белая” Русская Церковь не вернется с оружием и солдатами.

Как сказал Господь наш Иисус Христос в Гефсиманском Саду, наше оружие не танки и ружья, а молитва и покаяние.

Если вы захватили Хеврон и отняли у нас там место для молитвы, если сегодня вы захватили Иерихон, если завтра вы захватите Вифанию, и если однажды вы захватите наши монастыри на горе Елеон, мы не будем полагаться на ружья и шпионов, чтобы вернуть наши святыни в Святой Земле. Вместо этого мы устремим наши очи туда, где в эти дни, в эти праздничные дни крещения нашего Господа должны быть наши сердца.

Если в нашей собственности не останется никаких материальных владений на Святой Земле, где бы мы могли свободно служить Богу, мы пойдем (если не телом, то духом) туда, где святой пророк и Предтеча Иоанн Креститель положил главу свою и проповедовал покаяние -в пустыни и пещеры у реки Иордан.

Итак, священники и монахи Московской патриархии, возьмите вы ваше оружие - ваших офицеров службы госбезопасности и вооруженных солдат, и мы также возьмем наше оружие - наши четки и покаянные слезы на берега Иордана, с молитвой о том, чтобы вы хоть когда-нибудь тоже избрали это оружие. Тогда мы поистине сможем говорить об одной свободной Русской Православной Церкви, одной для всех людей народа Божия, где бы они ни были, в Москве ли, или в Нью-Йорке, или в земном отечестве нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.”
 
 

Захватчики охраняют свою добычу.

Наш “караул” у ворот.
 
 
 
 

Четверг 7/20 января.

Архиепископ Марк подал председателю отдела по христианским религиям израильского министерства по религиям жалобу, в которой высказал свое возмущение тем, что израильское государство терпит на своей территории организаторов такого беззакония и даже снабжает их дипломатическим статусом.

Утром к сестре Ксении пришлось вызвать врача-палестинпа, так как ночью солдаты грелись у костра прямо под дверью помещения, где ночуют сестры, и от дыма у нее начался приступ астмы. Работников Красного креста к сестрам не допустили.

Две сотрудницы американского консульства были в Иерихоне и в течение получаса общались с сестрами Марией и Ксенией. Сестры лишены возможности пользоваться умывальником, и вынуждены чистить зубы у крана во дворе на глазах у солдат - помещение, где находятся санузлы, оккупировали “московские” монахи и дипломаты.

Иеромонах Илия в присутствии игумений Моисеи и 25 монахинь отслужил молебеч у ворот с решеткой, и ее. Мария и Ксения (они, как правило, по одиночке подходят с внутренней стороны решетки), имели возможность молиться вместе с сестрами.

Вечером в Иерихон приехал архиепископ Марк. Палестинские солдаты, вначале не дававшие ему побеседовать с сестрами, в конце концов, пропустили к воротам с. Ксению. Сестру Марию к воротам не допустили, несмотря на то, что палестинские военные власти обещали американскому вице-консулу дать владыке возможность побеседовать с обеими сестрами. Солдаты объяснили, что в наступившей темноте они не могут гарантировать ее безопасность от консульских и патриархийных агентов. Как ни странно это звучит, но палестинские солдаты фактически защищают наших инокинь от террора соревнующихся в безбожии работников российского консульства и Московской патриархии, называющих себя представителями России и ее Церкви.


 
 

Седьмой день оккупации. Решетка на воротах, через которую только и можно было общаться с сестрами, забита досками.
 
 
 
 

Пятница 8/21 января.

В ночь с 7/20 на 8/21 решетка на воротах, через которую только и можно было общаться с ее. Марией и Ксенией, была забита досками.

Архиепископ Марк обратился к американскому вице-консулу с просьбой снова потребовать от начальника палестинской службы безопасности полковника Раджуба, чтобы ему дали свободный доступ к сестрам.
 
 

Суббота 9/22 января.

Русский консул Мусиенко пытался физически преградить сотруднице американского консульства доступ к той части подворья, где уже неделю пребывают две инокини Гефсиманской обители. Только после длительных переговоров с палестинскими чиновниками и после приезда полковника Раджуба она была допущена к сестрам, чтобы передать им продукты питания и теплую одежду. Тем временем заместитель полковника Раджуба г-н Абед потребовал, чтобы обе инокини были выведены с подворья. В случае отказа он угрожал насильственным удалением сестер к 12:00 в воскресенье. Через некоторое время было объявлено, что срок выселения назначен на 14:00 сегодняшнего дня. Архиепископ Марк потребовал до

ступа на подворье для личной беседы с сестрами и получил отказ. Владыка подчеркнул, что мы согласимся вывезти сестер только в том случае, если московские представители также покинут территорию. Сотрудниками российского консульства это предложение было отвергнуто. Около 16:00 архиепископу Марку сообщили, что Арафат велел палестинским чиновникам не настаивать на выселении и ждать его возвращения в Палестину, когда он лично встретится с представителями обеих сторон для разрешения вопроса. Вскоре после этого палестинцы ввели дополнительный отряд солдат, чтобы обеспечить охрану каждой из сторон. Было заявлено, что часть участка с садом и часовней, известная всем паломникам, будет предоставлена нашим сестрам и к ней будет обеспечен беспрепятственный доступ через отдельный вход. Московские представители останутся в той части, которую прежде занимала ООН.
 
 

Воскресенье 10/23 января.

После литургии на Елеоне архиепископ Марк с игуменом Алексием и иером. Иоакимом имели встречу с блаженнейшим Диодором, патриархом Иерусалимским и всея Палестины. После обмена приветствиями, патриарх был извещен о событиях в Иерихоне. Его Блаженство высказал свое возмущение незаконным вмешательством государства в дела Церкви и дважды повторил: “Мы будем свидетельствовать о том, что ваша Церковь всегда обладала этим имуществом”. Патриарх также заверил архиепископа Марка, что сделает заявление по этому поводу лично Арафату, как он сделал это после незаконного захвата нашего монастыря в Хевроне. В 11:30 Архиепископ Марк в сопровождении официальных лиц приехал в Иерихон. Две сотрудницы американского консульства сообщили, что российский консул снова воспрепятствовал им войти на наш участок. Они поговорили по телефону с Абедом и получили от него заверение, что вчерашняя договоренность вступит в силу в течение сегодняшнего дня. Обе сестры, инокини Мария и Ксения, подходили по одиночке к воротам, с которых сняли доски, и могли свободно общаться

со своим архипастырем. Больше всего они страдают не от физических неудобств, а от постоянного присутствия живущих в помещении над часовней российских чиновников, которые ходят в расстегнутых рубахах, непрерывно курят, громко хохочут и угрожающе жестикулируют. Больно видеть таких людей там, куда русские паломники входили всегда с молитвенным благоговением, подобающим этому месту - месту, где иерихонский слепец по вере своей и по благоволению Господню чудом Христовым обрел зрение.
 
 

Понедельник 11/24 января.

Сотрудницу американского консульства пустили к сестрам ровно на пять минут.

Представителя Красного Креста не пропустили, но после его настояний и попыток войти солдаты стали подметать и чистить площадь перед их обиталищем.

В пятницу 15/28 января архиепископ Марк вернулся в свою епархию, чтобы исповедовать братию монастыря преп. Иова Почаевского в Мюнхене, и затем в субботу и восресенье совершить богослужения в Берлине, где он также, как настоятель, председательствовал на приходском собрании.
 
 

Воскресенье 17/30 января.

Во всех православных русских храмах, как в России, так и в рассеянии сущих, читалась в этот день, согласно Типикону, евангельская повесть о иерехонском слепце (Лк. 18, 35-43). Событие это произошло как раз на том месте, где сейчас - не просто спор о правах на владение имуществом, но

поистине трагическое противостояние двух противоположных по духу подходов к пониманию самого смысла существования Церкви в этом мире. По толкованию святых Отцов слепец, о котором ныне поведало Евангелие, есть образ грешника, неотступно молящегося и получающего посредством такой молитвы прощение грехов и обновление души Божественной благодатию. Так Господь еще раз милосердно напомнил нам, что Иерихон - это прежде всего место молитвы, смиренной молитвы ко Господу, которая будет услышана, даже если все вокруг будут приказывать молящемуся замолчать.

В этот день в Давосе (Швейцария) Иорданскому королю Абдулле II после его речи на встрече глав государств было лично вручено Послание Преосвященного Амвросия, епископа Вевейского, по поводу незаконного захвата нашего участка в Иерихоне. Аналогичное послание было передано через надежного посредника президенту Арафату.

 

В понедельник 18/31 января архиепископ Марк вернулся в Иерусалим.
 
 

Начальник отдела внешних сношений МП митр. Кирилл Гундяев осматривает “добычу”.


 
 

Вторник 19 января/1 февраля.

После литургии владыка вместе с игуменом Алексием поехал в Иерихон. Сестры явно укрепились духом за прошедшее время и сказали владыке, что все происшедшее заставило их сосредоточиться на молитве и осознать, что их переживания не могут сравниться с тем, что приходится переносить монахиням в Косово или пришлось пережить тем же палестинцам в тюрьмах или в подполье.

Из Иерихона архиепископ Марк, захватив с собой братию “ночной смены” монашествующих, постоянно дежурящих и молящихся у ворот нашего иерихонского подворья, поехал в Иерусалим, где у него была назначена встреча с американским генеральным консулом. Владыка просил американского дипломата добиться от палестинцев равного отношения к нашим сестрам и к московским представителям, в частности, в вопросе свободного входа и выхода, дозволенного последним и не дозволенного нашим сестрам.

Около 14 часов сестры сообщили из Иерихона, что туда приехало множество палестинских чиновников. Вслед за ними приехала группа монахинь из Горненского монастыря, начальник московской миссии архимандрит Феодосии и митрополит Кирилл Гундяев, председатель Отдела внешних сношений МП.

С палестинской стороны приехал Абед, заместитель полковника Раджуба. Один из чиновников спросил нашх сестер, почему они находятся здесь. Они спокойно ответили, что находятся на участке, принадлежащем нашей Церкви, и что другим здесь нечего делать. Абед объяснил нашим сестрам, что они приехали для того, чтобы осмотреть участок и решить, как его разделить, и что мы в течение 48 часов получим ключи к “своей” части.
 
 

свободы в Московской патриархии и о ее соратнике, русском правительстве.

Я должна говорить от имени о. Александра Жаркова, простого священника МП, любящего духовного отца своей паствы. Устав от произвола, от бездуховности своих архиереев, он в июне 1997 г. обратился с просьбой к архиереям РПЦЗ принять его под свой омофор. С этого момента ему не давали покоя работники службы госбезопасности. В воскресенье 14 сентября 1997 г. его жена, обеспокоенная тем, что он не вернулся домой, начала его искать. Она нашла тело о. Александра, с прострелянной головой и грудью, в местном морге. Для большей надежности его переехали автомобилем.

Я должна говорить от имени простых бесстрашных душ, благочестивых бабушек в Обояни, и Томске, и Санкт-Петербурге, и ради их архиереев, Евфимия и Вениамина, принадлежащих к РПЦЗ, которые подвизаются сохранить свои домашние храмы, зная, что в любой момент они могут быть арестованы, а храмы, где они совершают богослужение, уничтожены.

Я должна говорить о лукавстве Ельцина и московского патриарха Алексея II, гордо выставляющих напоказ свой Закон о свободе совести - свободе, предоставленной только тем православным верующим, которые поддерживают Московскую патриархию.

Я должна говорить от имени бесчисленных верующих и священников в МП, которые прекрасно знают об испорченности своих архиереев, о зависимости Церкви от государства в России, но которые бессильны, которые лишены возможности говорить открыто.

Они беспомощны перед своими архиереями, перед своим патриархом Алексием II, более известным в досье КГБ как “агент Дроздов”...

Я должна открыто заявить о лжи патриарха.
 
 

Роскошный лимузин архим. Феодосия увозит высокое начальство.


 
 

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ С. МАРИИ, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С С. КСЕНИЕЙ УЖЕ 18 ДНЕЙ НАХОДИТСЯ В ДОБРОВОЛЬНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ В ИЕРИХОНЕ.

(Приводится с незначительными сокращениями)

Почему мы здесь? Палестинцы еще не вполне усвоили образ “свободы”, характерный для коммунистической системы. Двери нашей тюрьмы остаются полуоткрытыми, и мой нравственный долг -использовать этот луч света, чтобы рассказать миру об отсутствии религиозной

Алексия, произнесенной им в эти дни - об одной большой лжи и об одной маленькой.

Ложь маленькая: На прошлой неделе информационное агенство ТАСС сообщило, что патриарх Алексий обвинил Русскую Православную Церковь Заграницей в том, что она не открывает дверей своих владений в Святой Земле для людей из России, Белорусси и Украины. Патриарх Алексий, должны ли мы послать Вам фотографии, сделанные 7 января 2000 г., на Рождество, когда сто хористов Московской семинарии вместе со своими священниками посетили монастырь Св. Марии Магдалины в Гефсимании, осмотрели церковь, и были приглашены на импровизированную трапезу нашими сестрами? Не желаете ли вы встретиться с одной из наших монахинь-палестинок, которая заведует сувенирным киоском, и которая так усердно изучала русский язык, чтобы послужить многочисленным русским паломникам, проходящим через наши ворота?

Большая ложь: патриарх Алексий, Вы говорите, что сегодня Церковь в России независима от государства и свободна. Почему же сегодня в Иерихонском монастыре больше русских дипломатов, консульских представителей и чиновников, чем монахов? Правда ли, что, согласно сообщениям высокопоставленных израильских официальных лиц, русское правительство намерено превратить иерихонский монастырь в консульство? МП протестует против того, что РПЦЗ не заботится о святынях на Святой Земле, не заботится о паломниках. Неужели консульство на руинах церкви VI века лучше послужит религиозным потребностям русских православных верующих, чем монастырь?

И если сегодня у меня есть еще небольшая щель, через которую я могу говорить, я должна спросить страны, заявляющие, что они стоят за свободу, за закон: где же сегодня ваши голоса?

Израильские министры, Натан Щаранский и Юлий Эдельштейн, вы были узниками совести, “отказниками” - мы тоже отказники. Мы тоже знаем зловоние репрессий - эти прослушиваемые телефоны, этот стук в дверь, этих “друзей”, подсылаемых только для того, чтобы доносить, чтобы следить за каждым твоим жестом, за каждым твоим словом.

Свобода только для некоторых не есть свобода. Покажите ныне вашу солидарность, вашу веру в то, что все люди имеют право на религиозную свободу - евреи, мусульмане или христиане.

Соединенные Штаты Америки и Всемирный банк, понимаете ли вы, как провалился ваш эксперимент? С. Тальбот, Вы хотите, чтобы Россия последовала демократическим принципам. Президент Всемирного банка Вольфсон, вы хотели бы, чтобы Россия приняла экономику свободного рынка. Разве не стало совершенно очевидным, что страна, нравственность которой столь тяжко больна, не способна понести трудностей следования принципам свободы и демократии?

Восстановление свободной России невозможно без нравственного возрождения. Нравственное возрождение невозможно без очищения и обновления ее религиозного большинства - Православной Церкви. США, если вы дозволяете постоянное замалчивание голоса свободной части Русской Православной Церкви, захват наших храмов в Святой Земле, вы наверняка ввергнете Россию в постоянный упадок и коррупцию, которых не в состоянии будут излечить никакие миллиарды долларов.

И наконец, я обращаюсь к моим любимым друзьям, простым людям, с которыми я живу и работаю в Палестине. Я знаю ваше прекрасное гостеприимство, красоту вашей скромности среди репрессий, от которых вы страдали так много лет. Я знаю, что эта щель в двери открыта для меня потому, что вы по глубинной своей доброте просто не знаете как, не постигаете вашими прекрасными сердцами, как закрыть эту дверь. Моя самая искренняя молитва - чтобы ваши лидеры - ваш Ясир Арафат, Абу Мазен, генерал Раджуб, Сарб Эрекат - не поддались соблазну принципов тоталитаризма и коррупции. Ваш народ страдал слишком долго, и слишком хорош, чтобы ныне быть преданным своими лидерами таким образом.”

Из откликов на это обращение мы приведем выдержки из письма одного из упомянутых в обращении “священников МП, которые прекрасно знают о испорченности своих архиереев, о зависимости Церкви от государства в России”, о. Георгия Эдельштейн-на, настоятеля Воскресенской церкви села Карабано-во Костромской епархии. О. Георгий пишет:

... В 1927 г. митрополит Сергий в своей лжи-^/ вой “Декларации” заявил от лица всей Церкви: “Мы с нашим народом и нашим правительством”. Но никто не может одновременно стоять на двух противоположных краях бездны, никто не может служить двум господам.

Когда Сталин легализовал Московскую Патриархию, наши высшие иерархи сели в роскошные правительственные лимузины и уехали от своего народа к своему коммунистическому правительству. Там они и проживают единой дружной семьей по сей день. Они отдыхают на одних и тех же правительственных дачах еще со сталинских времен, лечатся в одних и тех же санаториях и больницах, вкушают за одним столом на кремлевских приемах, у них общие цели, общие задачи, общие методы достижения целей и выполнения задач.

Простите нас Христа ради. Это они, а не мы силой выгнали вас из Свято-Троицкого монастыря в Хевроне в 1997 г., это они, а не мы, уже в нынешнем юбилейном году, стоя у Святого Престола, принося бескровную жертву, интриговали против вас, плели всевозможные козни, планируя силой захватить еще один монастырь, на этот раз -в Иерихоне. Цель совершенно ясна и всякому понятна: шаг за шагом, методом ползучего эмпириз-

ма поглотить и ликвидировать РПЗЦ. Как говорит лиса в известной русской сказке: “Ты мне только позволь лапку положить, а уж потом я сама ухитрюсь на воз влезть”. Почти никто в мире не заметил беззаконие в Хевроне, нынче мир бесстрастно взирает на грубое беззаконие в Иерихоне. Что нам помешает продолжить агрессию в Вифании, в Геф-симании, на Елеоне?

Много лет нас учили, что молчание - золото. Много лет нас заставляли забывать простую и непреложную истину, что молчанием предается Бог. Молчание было высшей добродетелью в коммунистическом государстве и в Московской Патриархии. Много лет мы оправдывались тем, что мы вынуждены молчать, что нас заставляют молчать, что, если мы скажем правду о положении религии и Церкви в нашей стране, нас могут посадить в тюрьму, отправить в концлагерь, а то и просто убить. Да, могут. Пример о. Александра Жаркова, о котором вы пишете, должен напомнить всем непокорным, что их ждет: пуля в грудь и контрольный выстрел в голову. Но в каком веке за две тысячи лет за исповедание Христа гладили по головке? Сегодня в России нет таких массовых преследований христиан, какие были в первые годы советской власти. Но мы по-прежнему молчим. Молчим намного дружнее и громче, чем в те страшные годы. Впрочем, вместе с нами так же дружно и демонстративно молчит и вся мировая прогрессивная общественность.

Мы все об этом [т. е. о том, что нынешний московский патриарх, как и многие другие архиереи МП, сделал свою карьеру благодаря тесному сотрудничеству с КГБ. - Ред.] знаем и молчим. Вот и пожинаем плоды своего молчания. Не сомневаюсь, что бывший президент Борис Ельцин, за которого я всегда голосовал, знал о патриархе Алексии гораздо больше, чем нам рассказали газеты. Еще больше знает о нем, думаю, и. о. президента Владимир Путин, но они предпочитают молчать.

К сожалению, и ваши сограждане, американцы, такие же молчальники. Патриарх Алексий приезжал в США, выступал в больших аудиториях, на встречи с ним приходили тысячи американцев, но ни один не посмел сказать ему правду в глаза. Я никогда не поверю, что профессора Свято-Владимирской православной семинарии под Нью-Йорком и профессора Джорджтаунского университета никогда не читали общедоступные документы. Патриарх Алексий II был принят в Государственном Департаменте и в Белом Доме. За что получают деньги ваши чиновники, если ни один из них не поставил в известность руководителей государства, с кем они будут беседовать, кому они пожимают руку. К сожалению, они молчат и сегодня.

Захват вашего монастыря в Иерихоне и ваши страдания в холодной и сырой келье - это наша общая вина, в том числе, я полностью согласен с вами, и моего друга Натана Щаранского, и моего старшего сына Юлия Эдельштейна. Мы все молчим, пока бьют и грабят не нас, пока пожар горит в чужом доме.

Сегодня весь мир кричит об экономических, финансовых, политических, юридических и прочих бедах и болезнях России. Но болезнь у нас только одна - духовная. Мы не покаялись, мы не возненавидели свой грех. Покаяние может начаться только с Церкви, а мы сегодня значительно дальше от покаяния, чем десять лет назад.

Когда ваши и наши священники, когда ваши и наши государственные деятели не побоятся во весь голос говорить правду, как говорите ее сегодня вы, две маленькие слабые женщины, только тогда у России появится надежда на возрождение.”

Священник Георгий Эдельштейн

/ февраля 2000 г.

Четверг 21января/3 февраля.

Утром в 10:00 архиепископ Марк был принят патриархом Диодором. В ответ на вопрос о распространяемых МП слухах касательно “поддержки” патриархом претензий МП на наше имущество, Его Блаженство пояснил, что желает мирного решения проблем, чтобы обе части Русской Церкви примирились и мирно существовали, и опроверг слухи о том, что он якобы собирался поехать в Иерихон, чтобы благословить клириков

МП совершать там богослужения. Архиепископ Марк снова повторил, что действия МП в Хевроне и Иерихоне только способствуют дальнейшему отчуждению и нарастанию вражды - вряд ли кто-либо может от нас ожидать, чтобы мы объединялись с теми, кто нас бьет и изгоняет. В заключение беседы Его Блаженство сказал, что он молитвенно поддерживает и благословляет нашу борьбу за справедливость и наше желание вести мирную молитвенную монашескую жизнь на Св. Земле. На состоявшейся ранее встрече с американским генконсулом Джоном Хербстом патриарх Ди-одор заявил однозначно, что не поддерживал никаких претензий на имущество или незаконных действий, вмешательства государства в церковные дела и лишения кого бы то ни было законного права на собственность.

Заместитель генконсула Файрстайн проинформировал владыку, что Абед, заместитель полк. Рад-жуба, продолжает искать подходящий передвижной домик (трейлер) для Иерихона, в который могли бы переселиться наши сестры после временного раздела участка из занимаемого ими сырого помещения.
 
 
 
 

Воскресенье 24 января/ 6 февраля Свв. Новомучеников и Исповедников Российских.

Утром с. Мария, как обычно, подошла к окну часовни, чтобы совершить свое молитвенное правило (сестры готовились в этот день ко Св. Причащению). С момента захвата нашего подворья замок на дверях был заменен, часовня заперта и ключи находились у представителей МП. Но никто из них за все это время не пришел туда помолиться. В последний раз двери часовни были открыты на пару минут во вторник 1 февр. (н. ст.), чтобы дать возможность митр. МП Кириллу Гун-дяеву, специально приехавшему в Иерихон, осмотреть “добычу”.

Нынешним утром с. Мария с удивлением увидела двери часовни открытыми. Внутри находились: монахиня МП, которая мыла пол, два монаха, расправившиеся с с. Марией в первый день оккупации подворья, и иеромонах МП Зосима, поселившийся в квартире над часовней неделю назад. Иеромонах, в красных поручах и епитрахили, облачал престол. Очевидно было, что они собираются служить литургию. С. Мария быстро вошла в часовню и взяла оттуда икону свят. Иоанна Шанхайского и Сан Францисского. После этого двери часовни были заперты и открывались и запирались каждый раз, когда кто-либо из персонала МП входил или выходил, а вход охранял “большой” монах-вышибала. Сестра Мария, стоя снаружи у окна, наблюдала происходящее внутри. Там находились 4 или 5 монахинь МП, рыжебородый монах-вышибала и Дауд Матар, видный палестинский коммунист. Вскоре появился седобородый монах (вероятно, иеродиакон), с парой монахинь. Пока читались часы, иеромонах совершил проскомидию, но литургия не начиналась. Только через 15 минут появился архим. Феодосии, начальник Миссии МП. Литургия началась при закрытых на ключ дверях. Сестра Мария не могла войти, да она и не желала этого. Стоя у окна, она читала канон свв. Новомученикам и Исповедникам Российским, поставив на окно книгу с иконой Но-вомучеников на обложке. Перед входом в часовню расположились трое русских мирян, поселившихся в квартире над часовней и так докучавших инокиням своим неприличным поведением. Они и сейчас, во время совершавшейся рядом службы, не изменили своим привычкам - так же курили и громко переговаривались.

Молебен свв. Новомученикам и св. блаж. Ксении. Слева о. Тихон, старейший насельник иерихонского подворья, изгнанный из своего дома.
 
 

Служба (св. Ксении) отправлялась с грубыми нарушениями устава и церковных канонов. Священник стоял перед св. престолом лицом к западу, диакон перед ектенией об оглашенных читал неположенные в воскресный день молитвы об усопших, и, наконец, ни во время мирной ектений, ни во время великого входа, не поминалось имя Иерусалимского и всея Палестины патриарха Диодора. Во время великого входа поминались только московский патриарх Алексий II и архим. Феодосии. [Для недостаточно знакомых с церковными правилами читателей отметим, что ни одна литургия на Святой Земле не может совершаться

без благословения Иерусалимского патриарха и без возношения его имени.] Во время службы одна из монахинь фотографировала - ясно было, что все происходящее просто пропагандистский трюк. Увиденного и услышанного было достаточно, чтобы убедиться, что совершается очередное беззаконие - на сей раз в самом храме Божием, и сестра Мария, окончившая к тому времени свое молитвенное правило, отошла от окна.

[Письмо с. Марии о воскресных событиях редакция получила во вторник 26 янв./8 февраля, когда на литургии читалось Евангелие от Марка (зачало 50): храмь Мой храмь молитвы наречется

Именинница с иконой Воскресения Христова.

Сестра Ксения и ее соседка по келлии в Гефсиманском монастыре, с. Амвросия во время пения акафиста.

всЬмь языкомь, вы же сотвористе его вертепъ раз-бойникомъ.}

Этим воскресным утром, в день памяти свв. Но-вомучеников и Исповедников Российских и бла-ж. Ксении Петербургской, архиеп. Марк совершил литургию в Гефсиманском монастыре. После литургии поехали в Иерихон. Сестры причащались -через решетку на воротах. Архиеп. Марк отслужил перед воротами молебен Новомученикам и блаж. Ксении. Отмечали день ангела с. Ксении - сестры Елеонской и Гефсиманской обителей привезли подарки и угощение. Все это было большим утешением для сестер. Укрепляемые молитвами св. Но-вомучеников, поддержкой своего архипастыря и всех братьев и сестер во Христе, они готовы и дальше нести свой крест.

В этот день не обошлось и без нового безобразия со стороны представителей МП. После полудня приехал священник МП с гостями. Они настолько неприлично вели себя по отношению к сестрам, что даже палестинские солдаты были возмущены. С тех пор, как только появляется кто-то из “советских”, солдаты окружают наших сестер, чтобы никто не мог приблизиться к ним.

В этот воскресный день в Мюнхене, в кафедральном соборе Св. Новомучеников и Исповедников Российских после литургии было прочитано Послание архиепископа Марка прихожанам собора в день престольного праздника (текст послания см. на стр. 19).
 
 

Понедельник 25 января/7 февраля.

Американский консул отправил Раджубу и Абе-ду письмо-протест по поводу неисполнения палестинской стороной договоренностей от 1 февраля.

Сестры бодры и готовы оставаться на своем посту. Очень облегчает психическое напряжение матушка Моисея, игумения Елеонской обители, которая всегда разговаривает с солдатами по-арабски, и те ее очень почитают. Каждый второй-третий день сестер навещает Грейс Нассер, высокопоставленная палестинка из Вифлеема, которая добилась доступа к сестрам непосредственно у полковника Раджуба.

Из Америки сообщают, что несколько конгрессменов хотят поставить резолюцию по поводу Иерихона на повестку дня конгресса. Об этом заботятся как родители обеих сестер, так и наши священнослужители.
 
 

Вторник 26 января/8 февраля.

Все остается без изменений: участок до сих пор не разделен, свободного доступа нет, трейлер не доставлен. Сестры собирают фрукты в нашем саду и передают сестрам и братии, посещающим их.

Продолжаются переговоры с палестинцами о размещении на нашем участке передвижного домика, в котором могли бы жить наши сестры, когда, по договоренности с палестинскими властями, все остальные постройки на нашем участке будут временно, до разрешения вопроса, закрыты на ключ, и все посторонние лица, как московские консульские работники, так и представители МП, удалятся с предоставленной нам территории.

Около 7 ч. вечера архиеп. Марк с игуменией

Моисеей, как обычно, поехал в Иерихон навестить сестер. Поговорив с сестрами около часа, владыка с матушкой собирались уже ехать обратно на Еле-он, когда вдруг заметили, что солдат, охраняющий главные ворота, сильно нервничает. Можно было предположить, что в темноте затевается очередное темное дело. Матушка Моисея узнала от солдата, что “скоро приедет бульдозер”. Он, действительно, приехал около половины девятого. Солдаты молотком сбили замки с “наших” ворот, бульдозер въехал на участок и сразу же свалил два фруктовых дерева. После телефонных переговоров с зам. начальника ГБ Абедом бульдозер был выведен с участка, а сам Абед приехал в Иерихон и вел переговоры с архиеп. Марком о временном разделе участка и о том, где поставить караван”. Переговоры продолжались до 23:15. Владыка с матушкой вернулись на Елеон только около полуночи. [Палестинские чиновники работают обычно по вечерам и до поздней ночи, следуя распорядку дня Ясира Арафата.]

Как только владыка уехал, снова появились “московские” и стали издеваться над сестрами, в частности, над с. Ксенией, которая по просьбе замерзших солдат приготовила им чай. Особенно усердствовал священник Гурий, печально известный по событиям в Хевроне. И снова палестинские солдаты защищали наших сестер.
 
 

В четверг 28 января/10 февраля.

Архиепископ Марк как обычно дважды, утром и вечером был в Иерихоне. “Караван” установлен на участке возле ворот. Солдаты были очень приветливы и дружелюбны. Рабочие заняты подключением воды, электричества и т. п. работами. Владыка до позднего вечера беседовал с сестрами, укрепляя и ободряя их.
 
 

В субботу 30 января/12 февраля.

После всенощной на Елеоне владыка с матушкой Моисеей, с. Ириной, оо. Иосифом и Василием, снова поехали в Иерихон. Пятая суббота, 29 день, начало пятой седмицы заключения наших двух сестер. Несмотря на все внешние и внутренние трудности, они бодры и готовы продолжать свой подвиг, важный не только для нашей Церкви, но и для всех православных в Святой Земле.

Пока владыка беседовал у ворот с обеими сестрами попеременно, матушка с братией устроили ужин перед воротами, и потом все поужинали с наружной стороны ворот, а с. Ксения стояла внутри и принимала свой паек.

Уехали из Иерихона после 21:30 ч.
 
 

Воскресенье 31 января/13 февраля.

Архиепископ Марк совершил литургию в Геф-симанской обители. В этот день помимо обычной утренней поездки в Иерихон владыке пришлось снова ехать туда днем, так как сестры сообщили, что внезапно появился начальник иерихонской части ГБ Аккрам с секретаршей Раджуба и потребовал, чтобы они немедленно переселились в новый домик, несмотря на то, что основные условия для такого переселения до сих пор не выполнены. Ак-крамова акция не удалась, и он уехал не дожидаясь владыки...

Вечером владыка в третий раз навестил сестер и поужинал с ними - “через решетку”.
 
 

Понедельник 1/14 февраля. Предпразднество Сретения.

В 13:00 в Иерихоне состоялась встреча зам. американского консула Д. Фаерстайна, Абеда, Аккра-ма и Грейс Нассер. Снова обсуждались условия временного раздела участка. На встрече было подтверждено, что при разделе нам будет предостав-

Один момент круглосуточного дежурства наших монашествующих у оккупированного подворья.

лена большая часть участка, а часовня будет временно закрыта. Было также решено, что в доме о. Тихона будут жить палестинские солдаты. Однако исполнение этого решения снова было отложено, т. к. московские представители сказали, что должны запросить свое начальство.

Вечером после праздничной всенощной на Еле-оне владыка в третий раз в этот день поехал в Иерихон, чтобы отвезти сестрам благословенный хлеб и помазать их елеем.
 
 

Вторник 2/15 февраля. Сретение.

В этот праздничный день в Иерихоне пели акафист Божией Матери. Выполнение вчерашних договоренностей снова откладывается, и снова по вине московских представителей, которые отказываются уйти с “нашей” части участка. Палестинцы не предпринимают никаких решительных действий, так как их лидер Арафат находится в Риме, чтобы подписать договор с папой.

В пятницу 5/18 февраля архиепископ Марк совершил Божественную литургию в Гефсиманской обители. Владыка благословил сестрам в постные дни совсем не принимать пищи, чтобы строгим постом и молитвой поддержать подвизающихся в Иерихоне сестер. Потом поехали в Иерихон, отвезли туда смену “караула” и просфорки сестрам. Ровно пять недель находятся они в заключении. За это время у ворот иерихонского подворья перебывали журналисты со всех концов мира. Сестры получают множество писем с выражением поддержки и молитвенного участия не только от членов нашей Церкви, но и от представителей других Православных Церквей. Местные монашествующие из Иерусалимской патриархии также поддерживают сестер в их борьбе. Каждый день в Иерихон приезжают священнослужители, монашествующие и паломники из разных Православных Церквей: греки, румыны, сербы, болгары, и не в последнюю

очередь православные арабы, потому что все они чувствуют и понимают, как важно для всех православных то, что сейчас происходит здесь. Представители других христианских вероисповеданий в Святой Земле и за ее пределами также обеспокоены создавшимся положением, поскольку имеют все основания опасаться подобных посягательств также и на их собственность.
 
 

Суббота 6/19 февраля.

Архиепископ Марк утром вернулся из Иерусалима в Мюнхен.

Во второй половине недели после Сретения президент Германии Йоханнес Pay посетил Израиль и Палестину. При этом он встретился с президентом Арафатом. Президент Pay был в курсе событий в Иерихоне и поднял вопрос о захвате монастырского иерихонского сада. Эта тема возникла также и на состоявшейся в эту субботу пресс-конференции (о выступлении Арафата на. пресс-конференции см. стр. 27). Хорошо информированный немецкий журналист, указавший на несоответствие представляемой Арафатом картины фактам, которые он установил при собственных посещениях Иерихона, и пытавшийся задавать вопросы, основанные на известных фактах, ответа не получил. Один из сотрудников арафатовской службы безопасности просто вытолкал его из зала.

В этот день на литургии согласно Типикону этого года повторно читалось то же евангелие, чтение которого полагалось в тот субботний день пять недель назад, когда началась эта хроника. Снова Господь напомнил нам притчей о судии и непрестанно вопиющей к нему вдовице самое главное: како подобаетъ всегда молитися и не стужати (Лк 18, 1).

Вечером архиепископ Марк служил в кафедральном соборе Свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Мюнхене всенощную Недели Мытаря и фарисея - вход в преддверие Великого поста, начало Постной Триоди:

"Не помолимся фарисейски, opamie: ибо возносяй себе смирится. Смиримь себе предь Богомь, мытар-ски пощетемь зовуще: очисти ны. Боже!"
 
 

ПЛАН ИЕРИХОНСКОГО ЦЕРКОВНОГО УЧАСТКА

Размер иерихонского участка примерно три футбольных поля. На северной стороне находятся ворота (достаточно широкие, чтобы проехал автомобиль) и большое белое здание, первоначально служившее странноприимни-цей [1]. С 1951 наша Церковь сдавала его в аренду UNWRA для нужд палестинских беженцев.

Несколько лет назад UNWRA расторгло договор об аренде. С 1995 здание практически не использовалось и к моменту расторжения договора об аренде нуждалось в основательном ремонте. Наши монахи отремонтировали его и жили там вплоть до 15 января сего года.

Теперь в этом доме живут сотрудники российского консульства и другие русские мужчины, а также пара монахинь МП. Сестры не могут точно установить их число, т. к. эта часть участка огорожена длинной и высокой каменной стеной [2].

Палестинские солдаты запрещают сестрам Марии и Ксении подходить ближе чем на десять метров к этой стене. Сестры живут в маленькой обветшавшей комнате [3] в средней части участка. Комната эта находится в маленьком домике. Прямо перед ним фруктовый сад [4] (грейпфруты, апельсины, лимоны, финики, папайи). На расстоянии 100 метров напротив домика железные ворота с решеткой [5], достаточно большие, чтобы мог проехать автомобиль. От домика к воротам ведет грунтовая дорожка. Сестрам разрешили пользоваться только одной маленькой

комнаткой в домике, в которой раньше жил палестинский рабочий, помогавший монахам ухаживать за садом. Помещение это целый год пустовало и нуждается в ремонте. Железные ворота постоянно заперты.

Сестры могут подходить к воротам только в сопровождении вооруженных солдат. К ним не допускают никого из посещающих. Даже причащаются они, прижимаясь лицами к железной решетке, принимая Св. Дары от священника, стоящего по другую сторону запертых ворот. Продовольствие и другие необходимые вещи передаются через решетку. У сестер нет никаких приспособлений, чтобы готовить еду, только электрический кипятильник. Умываются они во дворе под краном, который предназначен для поливки сада. С самого начала своего заключения сестры не могут переменить одежду.

С правой стороны на расстоянии 20 шагов от их комнаты находится здание, в первом этаже которого помещается часовня [б], а наверху небольшая квартира. Все замки в этом доме в первый же день оккупации заменены, и ключи от часовни и квартиры находятся у московских представителей. (Палестинцы ключей не имеют). Здесь постоянно живут от 3 до 5 человек. Из них только один одет как монах. Эти люди очень грубы и время от времени издеваются над сестрами. Из-за их присутствия сестры не могут даже спокойно посидеть перед своим домиком на свежем воздухе.

Сестры все двадцать четыре часа в сутки окружены солдатами (обычно это молодые парни 19-20 лет).!

Хостинг от uCoz